Женское несчастье: как женщины оказываются в радикальных группировках?
Проблема религиозного экстремизма и терроризма существуют многие десятилетия, однако в последние годы она приобрела особую остроту, поскольку резко увеличилось число сторонников нетрадиционных религиозных течений и сект. В том числе возросло количество вовлеченных в деструктивные культы среди женской половины человечества.
Нереализованная потребность в значимости, суицидальные наклонности, перекладывание ответственности, снижение ценности человеческой жизни, социальная изолированность и отчужденность – все это подталкивает женщину в распахнутые руки вербовщиков. Катализатором выступает острое переживание неудачи, что приводит к обвинению общества. Ощущение потери жизненных перспектив, целей вкупе с высокой агрессией, поиск сильных ощущений – все это играет лишь на руку террористическим организациям.
Каковы же факторы вовлечения женщин в радикальные группировки?
1. Существующие условия в семье, потеря близких.
2. Вина за утрату женской чести перед семьей и обществом.
3. Одиночество, комплекс неполноценности.
4. Невостребованность, отсутствие самореализации и значимого статуса, пренебрежение со стороны окружающих, стремление к самоутверждению и проявлению своей значимости.
5. Нерешительность, неумение самостоятельно принимать решения.
6. Изолированность от внешних положительных социальных связей и влияния позитивной социальной среды.
7. Агрессивность (это приводит к гораздо более тяжелым последствиям, чем у мужчин), эгоцентризм, стремление к насилию, склонность к жестокости.
8. Зависть и ненависть к преуспевающим людям.
9. Национализм в соединении с религиозным фанатизмом.
Стоит отметить, что больше всего подвержены воздействию вербовщиков девушки в возрасте 16-25 лет. Для этой возрастной группы свойственна высокая подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию. Недостаточная стрессоустойчивость, пониженный инстинкт самосохранения, уменьшение социальных связей и ответственности, романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий способствуют более быстрой радикализации.
Одиночество, кризисные ситуации, психологические травмы, потребность в значимости для окружающих, потребность в структурированности жизни (желание, «чтобы кто-то другой решил, а я просто последую») – по этим психологическим характеристикам можно распознать подверженную деструктивному влиянию из вне девушку. Сюда также можно отнести низкую самооценку, наличие элементов расщепления личности (то есть диссоциативные расстройства), недостаточную личную идентичность, довольно сильную потребность в присоединении к группе (групповая идентификация), обостренное переживание социальной несправедливости, изолированность и отчужденность, постоянная агрессивно-оборонительная готовность. К субъективным причинам можно отнести иллюзию решить сложные вопросы простым путем, максимализм и фанатическую веру. Одним из наиболее ярких маркеров здесь является наличие суицидальных наклонностей, которые характерны для таких типов людей, как эгоист (выпадение из социума), альтруист (слишком серьезная реакция на происходящее, высокая преданность обществу, способность на «смерть за компанию»), фаталист (вера в неизбежность событий, отсутствие внутренней и внешней свободы), имитатор (показной суицид в качестве шантажа), аномичный самоубийца (неприятие общепринятых норм поведения и человеческих ценностей).
Выделяют 5 ступеней мотивации приверженца террористической организации.
1 ступень. Депривация – ощущение несправедливости или лишения. Люди, недовольные своей жизнью, ищут возможность бороться с несправедливостью. Стремление к правосудию, а также разочарование, если его не удается добиться.
2 ступень. Вымещение агрессии. Оно происходит, как правило, при межгрупповом взаимодействии и связано с теми, что лидеры групп могут направлять негативные эмоции, скапливающиеся внутри группы за ее пределы.
3 ступень. Моральное оправдание террористических действий: несправедливо именно общество, а террористическая организация преследует благородные цели.
4 ступень. Социальная категоризация – крайне эффективный психологический процесс, приводящий к обособлению группы и дискриминации людей, находящихся вне ее. Модель «мы против них».
5 ступень. Это сам террористический акт и возможность психологически дистанцироваться от жертв, пока не включились сдерживающие механизмы, ограничивающие агрессию.
В зоне риска оказываются новообращенные из «немусульманских» народов и этнические мусульмане, особенно те, которые обладают определенными знаниями об исламе, но выросли вне шариата. Девушки сами ищут религиозных учителей, зачастую им становится интернет, где информация почти не фильтруется. При этом девушки и мужчины забывают, что в истории ислама нет таких моментов, когда женщин отправляли бы воевать. А самоубийство и вовсе всегда порицалось. Если говорить о новообращенных мусульманках, то их деятельность в террористических организациях идет по следующей схеме: выдали замуж, муж погибает, ее превращают в шахидку.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Подробнее: http://islam-today.ru/obsestvo/kak-zensiny-okazyvautsa-v-radikalnyh-gruppirovkah/