Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова на Антитеррористической конференции ОБСЕ 14 сентября 2020 года

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые участники конференции,

Для меня большая честь в пятый раз возглавлять российскую делегацию на центральном мероприятии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по антитеррору, которая на этот раз проходит в непривычном онлайн формате.

 

Эти годы показали, что терроризм остается одной из серьезнейших угроз миру и безопасности. Данная ситуация не изменилась и сегодня – в условиях распространения коронавирусной инфекции, обернувшейся многочисленными жертвами и мощной встряской для системы международных отношений. Угроза терроризма не просто не отошла на второй план, а, напротив, приобретает новое измерение.

В результате введения в начале текущего года правительствами большинства государств режима ограничений и сокращения социальной активности усилился «уход» террористов в Интернет и соцсети, задействование ими бесконтактных методов распространения фейковой информации, призывов к террору и насилию различного идеологического толка. Нельзя исключать, что в перспективе социальные и экономические последствия коронакризиса в ряде стран мира могут обернуться радикализацией населения, создать дополнительные возможности для террористических организаций для вербовки новых сторонников, проведения террористических атак и информационно-пропагандистских акций.

Убеждены, что нацеленность на решение новых масштабных проблем не должна вести к пересмотру приоритетных задач, связанных с противодействием глобальной угрозе терроризма, ослаблению коллективных усилий на данном направлении.

На фоне этих тревожных тенденций приходится с сожалением констатировать, что ОБСЕ за последнее время утратила темп, а вернее сказать полностью остановилась в работе по наращиванию своего антитеррористического потенциала, демонстрируя неспособность эффективно реагировать на новые трансграничные вызовы безопасности и выполнять взятые на себя коллективные обязательства. После 2016 г. не было согласовано ни одного важного документа в сфере антитеррора. Политические распри и геополитические игры не позволили и близко подойти к важным, казалось бы, для всех решениям в данной области.

Причину сложившейся ситуации видим в утрате реализма со стороны отдельных стран, игнорировании и блокировке российских инициатив, призывов к открытому деполитизированному диалогу.

Россия на международных площадках и в рамках профильных двусторонних контактов последовательно отстаивает системный подход, в основе которого лежит строгое соблюдение принципов Устава ООН, резолюций СБ ООН, универсальных антитеррористических Конвенций и Глобальной контртеррористической стратегии ООН, а также признание за государствами и их компетентными органами главной роли в противодействии терроризму и экстремизму при заинтересованном участии и подключении к этой работе гражданского общества. Примером эффективной международной работы на такой основе можно считать недавнее согласование в рамках БРИКС антитеррористической стратегии стран «пятерки», осуществленное под российским председательством.

К сожалению, приходится констатировать, что в подходах к решению этих задач у нас с западными партнерами сохраняются серьезная асимметрия и расхождения. Вместо конструктивной позиции мы видим настойчивые попытки насаждения, и не только государствам-участникам ОБСЕ, спорных неконсенсусных концепций, таких как «противодействие насильственному экстремизму», которая объективно расшатывает современную международно-правовую систему антитеррора и создает опасные предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств. Такая логика наших западных коллег, по сути, работает на опасную подмену современной международно-правовой системы неким «международным порядком, основанным на правилах» и соображениях политической целесообразности.

Одновременно происходит перефокусировка антитеррора на искусственно выпячиваемые гендерные и правозащитные аспекты, значимость которых возводится в некий абсолют, что создает серьезные препятствия на пути эффективной межгосударственной антитеррористической работы.

К сожалению, политизируется и относительно новое измерение для ОБСЕ – борьба с правым экстремизмом, которая как раз могла бы послужить возможной основой для выработки консенсусных антитеррористических решений.

К сожалению, на фоне наблюдающегося сегодня в США расового и социального кризиса в Вашингтоне приступили к продвижению своего видения борьбы с этой угрозой, получившего воплощение в концепции противодействия так называемому «расово и этнически мотивированному терроризму» с акцентом на его надуманную «внешнюю подпитку» и «российское влияние».

Считаем неприемлемыми попытки использования борьбы с правым радикализмом и распространением идеологии превосходства белой расы в качестве инструмента политических манипуляций. Исходим из того, что борьба с такого рода явлениями лежит в плоскости наращивания подлинно конструктивного взаимодействия, к чему Россия настойчиво призывает всех партнеров, в том числе в рамках своих усилий по продвижению российского проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Данная инициатива неизменно пользуется широкой поддержкой большинства государств-членов ООН. Симптоматично, что против выступают лишь США и Украина.

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые участники конференции,

Убеждены, что у ОБСЕ есть все возможности для действительного расширения вклада в общие усилия по борьбе с международным терроризмом.

Наиболее актуальными на данный момент видим такие аспекты антитеррора, как проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), противодействие теридеологии, в том числе в Интернете, и финансированию терроризма. Актуальной остается российская идея об укреплении антитеррористического сотрудничества государств-участников ОБСЕ за счет создания неформальной рабочей группы по контртерроризму либо увеличения количества заседаний Комитета по безопасности Постоянного совета ОБСЕ, посвященных актуальным антитеррористическим темам.

Надеемся, что в этом году албанскому действующему председательству удастся переломить тупиковую ситуацию и обеспечить принятие сбалансированного пакета документов, нацеленных на практический результат. Ожидаем, что в Организации утвердится более выверенный подход к вопросам расширения роли гражданского общества в антитерроре, в том числе без политизированных перекосов в пользу тендерного и иных факторов, которые далеко не всегда содействуют общей эффективности усилий в данной сфере.

Кроме того, сама по себе ситуация в ОБСЕ требует решительных действий. Нам нужно пересмотреть подходы к многосторонней дипломатии, восстановить взаимное доверие с тем, чтобы сделать дискуссии по тематике антитеррора вновь результативными. С учетом непростых современных вызовов назрела необходимость укрепления всей архитектуры Организации. Со своей стороны готовы этому всячески содействовать.

Желаю всем участникам конференции успехов в работе!

Сентябрь 14, 2020