«Пропагандистский камуфляж»: почему западные страны заговорили о гуманитарной ситуации на юге Сирии
Боевики, выступающие против правительственной коалиции в Дараа, спасаются бегством, бросая на позициях бронетехнику, оружие и боеприпасы. Об этом сообщил журналистам генерал сирийской армии Изар Исмаил.
Так, в городе Изра, в 30 км от административного центра провинции, военные Сирийской арабской армии (САА) обнаружили три танка Т-62, несколько БМП, а также две зенитные установки и военную инженерную технику, почти 40 единиц противотанковых управляемых ракет, в том числе производства стран НАТО, около 100 ручных противотанковых гранатомётов, более 1 тыс. миномётных мин и около 1,3 тыс. ящиков с патронами.
«Террористы просто бежали и бросили его (оружие. — RT)… Здесь совсем рядом Иордания. Это не точно, но вполне возможно, что террористы переправляли оружие именно через эту границу», — цитирует генерала РИА Новости.
Благодаря успехам правительственных войск зону деэскалации, подконтрольную боевикам, по гуманитарному коридору активно покидают мирные жители.
«За прошедшие сутки более 5 тыс. сирийцев покинули западную часть юго-западной зоны деэскалации, подконтрольную боевикам, по организованному при содействии российского ЦПВС гуманитарному коридору вблизи населённого пункта Кафер-Шамс», — говорится в сообщении пресс-службы Центра примирения враждующих сторон в Сирии (ЦПВС) от 5 июля.
Отмечается, что за минувшую неделю из этого района на подконтрольные правительству САР территории вышли более 35 тыс. человек.
В фокусе внимания
На Западе продолжают возмущаться операцией САА в южных районах страны, называя эти действия «эскалацией насилия» и возлагая на Дамаск ответственность за рост числа беженцев.
5 июля по инициативе Швеции и Кувейта состоялось внеочередное закрытое заседание Совета Безопасности ООН, посвящённое гуманитарной обстановке в южных районах Сирийской Арабской Республики.
В ходе обсуждения вопроса в Совбезе противники Асада настаивали на прекращении операции правительственных войск. Однако Россия предложила сфокусироваться на борьбе с террористами. Понимания стороны не достигли, в результате по итогам заседания не было выработано совместное заявление.
«Они фокусируются на прекращении боевых действий, а мы фокусируемся на борьбе с террористами, — отметил постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, комментируя итоги заседания. — Но мы согласны с тем, что необходимо обеспечить гуманитарный доступ к тем, кто в этом нуждается».
Небензя также подчеркнул, что у российской стороны «есть вопросы к числам» — «сколько людей были вынуждены покинуть свои дома, сколько людей нуждаются в гуманитарной помощи».
Ранее в четверг в Женеве верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди заявил, что более 320 тыс. сирийцев стали перемещёнными лицами на юго-западе САР, где идут бои, а в целом опасность грозит 750 тыс. жителей в этом районе.
4 июля своё заявление по данной проблеме, содержащее несколько другие цифры, распространила дипломатическая служба Евросоюза.
«Недавняя эскалация насилия на юго-западе страны и непрекращающиеся авиаудары сирийского режима и его союзников уже вынудили более 270 тыс. гражданских лиц покинуть свои дома», — говорится в документе.
«Те люди, которые сейчас нуждаются в гуманитарной помощи, нуждались в ней и до этого, но почему-то мы никак не обсуждали этот вопрос», — отметил постпред России при ООН.
Успехи САА вызвали особую тревогу у Вашингтона — 21 июня Госдепартамент США назвал действия правительственных сил «нарушением перемирия».
«Соединённые Штаты продолжают предупреждать как российское правительство, так и режим Асада о серьёзных последствиях этих нарушений, а также требуют от России сдерживать силы, поддерживаемые режимом, от дальнейших действий в пределах юго-западной зоны деэскалации», — говорилось в заявлении Госдепа.
Ходом событий в Дараа недоволен и спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Выступая в конце июня на заседании Совбеза, дипломат заявил о своей «глубокой озабоченности».
«Мы в СБ не можем позволить это (ситуацию в Дараа. — RT) превратить в ещё одну Восточную Гуту или ещё один Восточный Алеппо, где погибло столь большое количество мирных жителей. И всё же я вижу, что ситуация развивается в этом направлении», — цитирует де Мистуру РИА Новости.
«Разногласия на всех уровнях»
Несмотря на растущие потоки мирных жителей из зоны деэскалации, подконтрольной боевикам, соседние с САР страны не спешат пускать беженцев на свою территорию — Израиль и Иордания уже отказались открыть для них границы.
Накануне гуманитарную обстановку, сложившуюся на юге Сирии, обсудили в Москве главы МИД России и Иордании Сергей Лавров и Айман ас-Сафади. Российский министр призвал мировое сообщество помочь Сирии в разрешении гуманитарных проблем без каких-либо предварительных политических условий.
«Разговоры о страданиях мирных жителей, которые ведут сейчас на Западе, к сожалению, нередко являются просто пропагандистским камуфляжем, — отметил Долгов в интервью RT. — Неудивительно, что на заседании СБ ООН, темой которого объявлены проблемы беженцев, была предпринята попытка надавить на Дамаск, чтобы облегчить положение вооружённых группировок».
Похожей точки зрения придерживается и ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО Александр Крылов. В интервью RT эксперт подчеркнул, что существующие между странами разногласия отражаются не только на политической, но и на гуманитарной сфере.
«Гуманитарная поддержка зависит от того, насколько разные страны способны объединять усилия. А по Сирии разногласия проявляются на всех уровнях, вплоть до ООН, где тоже идёт борьба между разными лагерями. Например, излюбленным инструментом стали обвинения против Дамаска: правительство обвиняют и в применении химоружия, и в бомбардировках мирного населения — так проявляется политическое противостояние», — считает Крылов.
Стратегический район
Хотя провинция Дараа расположена вдали от позиций американских союзников в САР, этот район привлекает пристальное внимание мировых правительств в силу ряда причин, отмечают эксперты.
«Даже до войны провинция Дараа была одним из самых неспокойных и непростых районов в силу ряда факторов. Это один из самых бедных районов страны, и обездоленные люди становились лёгкой добычей для экстремистских организаций, — пояснил Крылов. — Кроме того, здесь проходят границы с Израилем и Иорданией — и действия правительственных сил в Дараа вызывают большое недовольство Тель-Авива и Аравийского полуострова».
Представители западных стран неправы, когда заявляют о «нарушении перемирия», подчеркнул Долгов. Дело в том, что наступлению САА предшествовали события, совершенно не укладывавшиеся в условия деэскалации, и Дамаск просто вынужден был перейти к активным действиям, пояснил эксперт.
Напомним, год назад Москва, Амман и Вашингтон договорились о создании на юго-западе САР зоны деэскалации, речь шла о мухафазах Дараа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. Но в итоге этот район превратился в оплот террористических организаций. Как сообщила в апреле 2018 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, российская сторона отметила активизацию «Исламского государства» и «Джабхат ан-Нусры»** на юге САР.
18 июня 2018 года сирийские правительственные силы приступили к операции по освобождению мухафазы Дараа на юге страны, которая находится под контролем террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» и отрядов вооружённой оппозиции. К концу июня САА смогла вытеснить боевиков из 70 населённых пунктов в этом районе Сирии. К 4 июля правительственным силам удалось отвоевать около 60% территории Дараа, операция проводится при поддержке ВКС России.
Долгов также согласен с тем, что в сложившейся ситуации немаловажную роль играют Израиль и Иордания: Дараа находится в непосредственной близости от израильской границы, а также Голанских высот, имеющих стратегическое значение для израильской стороны.
«Ещё один региональный игрок — Иордания. По идее, она заинтересована в урегулировании ситуации, и страна приняла уже более миллиона сирийских беженцев. Но на Амман большое влияние имеют США», — считает эксперт.
По его мнению, Кувейт и Швеция созвали заседание СБ ООН с подачи США, к тому же Швеция давно выступает в роли адвоката вооружённой сирийской оппозиции.
«Что касается Кувейта, то он действует в одном русле с Саудовской Аравией, и в этом случае для обоих государств главной целью также является смена режима в САР», — подвёл итог Борис Долгов.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
** «Джабхат Фатх аш-Шам» («Фронт ан-Нусра», «Джабхат ан-Нусра») — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.