«Отсутствие мусульман, к которым можно было бы обратиться с вопросами, может привести человека в ряды деструктивных течений»

Современное исламское мировоззрение в контексте решения ряда проблем исламской теологии, роль женщины в противостоянии распространению радикальных идей, задачи воссоздания отечественной богословской школы и богословский религиозный дискурс РТ, какими должны быть межрелигиозные и межэтнические отношения, каково на сегодняшний день социально-экономическое положение мусульманских стран, какие первоочередные меры надо предпринять по нейтрализации религиозного радикализма. Все эти вопросы были затронуты в рамках уже III Международной исламской конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем», которая состоялась в Казани.
В этот раз исламоведы, знатоки исламского права со всего мира, журналисты и будущие ученые собрались обсудить проблему экстремизма как результат отклонения в понимании коранического текста. Конференция проходит каждый год по инициативе Центра исследований Корана и Сунны РТ при активной поддержке Духовного управления мусульман РТ и Группы стратегического видения «Россия – исламский мир».
От всех бед – верное толкование Корана
В ходе конференции ни один раз был поднят вопрос о правильном толковании Корана и о том, что далеко не каждый желающий, обладающий достаточным уровнем знания арабского языка, может трактовать Священного Писание мусульман на свой взгляд. Для этого есть алимы, богословы, посвятившие всю свою жизнь изучению шариатских вопросов, тонкостей Ислама.
По словам первого заместителя муфтия, Председателя ДУМ РТ Рустама хазрата Валиулина, основная проблема заключается в том, что человек, не получивший соответствующих религиозных знаний, обладающий только светскими познаниями, считает себя способным по-своему трактовать Священный Коран. Отсюда и возникают лжетрактовки, которые приводят к разобщению уммы и развитию радикальных идей в обществе.
— Нас создал и объединил Аллах Всевышний, одарив каждого из нас верой в себя. Если Аллах не одарил верой в себя, человек может много своей силы потратить, но так и не обретет эту веру. Многие думают, что верить в Всевышнего так просто и легко. Коран является для всей уммы великим благом, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) является сильным фактором, который объединил миллионы мусульман и заставил двинуться в Дом Аллаха, в те места, где находится человек в состоянии наивысшей запретности действий. Вера в Аллаха, вера в Его книги, вера в Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) – являются нашей защитой, тем, что нас всех объединяет.
По словам Рустам хазрата, люди сами отклонились от сути слов Всевышнего, переданных в Коране, от сути действий Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
— Что движет людьми в противостоянии мусульманам? В первую очередь, это желание властвовать и иметь материальное преимущество. Второе – нежелание кому-либо подчиняться.
«Нужно воспитать воспитателей»

— Проявлением результатов глобализации является радикализация, — отметил Рафик хазрат Мухаметшин. – Здесь речь идет не только о мусульманском сообществе, но во всем мире. Причины радикализации разные. В мусульманском обществе сейчас идет переформатирование многих общественных, политических и социальных процессов, что не может остаться без внимания. Мусульманские страны меняются, меняется власть, приходят новые силы, происходит трансформация европейских мусульманских сообществ. Очень важная проблема – радикализация как результат отклонения от понимания коранического текста. Коран является нашим главным источником знаний, поэтому от того, как мы будем трактовать наше Священное Писание, зависит многое.
В дореволюционный период у татар были определенные рецепты, как сохранить мусульманское сообщество от неправильного понимания сути Корана. А ведь до начала XX века не было такого обилия переводов Корана.
— Богословы объяснили это так: если ты хочешь понять смысл Священного Писания, ты должен знать язык Корана. Только тогда можно понять смысл. Если нет такой возможности, то надо следовать трудам известных богословов, читать тафсиры. Именно поэтому до революции у татар было так много тафсиров. Сегодня, конечно, ситуация кардинально другая.

Нынешние мусульмане образованные – у них есть светское образование. Однако, с другой стороны, они невежественны, поскольку практически ничего не знают об Исламе, пытаясь при этом применить свои светские знания. Они действуют по принципу «я образован, я сам могу понять смысл Священного Писания». Такая позиция дает очень много негативных результатов, вплоть до ухода в радикальные течения. Да, безусловно, никто не принижает ценность и важность светского образования, но также важно и наличие религиозных знаний, которые у таких «толкователей» находятся на уровне студента РИИ.
— Все стремятся читать Коран. Наша сегодняшняя цель – донести механизмы правильного понимания коранического текста. Помимо этого, нужны хорошие, полноценные тафсиры Корана, которых, к сожалению, на сегодняшний день нет. Также нужно популяризировать научную литературу, к которой при случае можно было бы обратиться, где были бы предоставлены готовые «рецепты». Для этого нужны современные, образованные, высококвалифицированные богословы. Именно отсутствие мусульман, к которым можно было бы обратиться с вопросами и получить полноценный ответ, может привести ищущего человека в ряды деструктивных течений. Помочь в этом призвана Болгарская исламская академия.
Женщина – на передовой борьбы с экстремизмом
Не будем лукавить, говоря, что проблема религиозного экстремизма – это порождение современного, информационного, глобализированного мира. Отнюдь. Религиозный экстремизм и терроризм существовал многие десятилетия, однако в последние годы эта проблема приобрела особую остроту, поскольку резко увеличилось число сторонников нетрадиционных религиозных течений и сект. В том числе возросло количество вовлеченных в деструктивные культы среди женской половины человечества. Причем больше всего подвержены воздействию вербовщиков девушке в возрасте 16-25 лет. Эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде личностных ресурсов, так как для них свойственна высокая подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию. Недостаточная стрессоустойчивость, пониженный инстинкт самосохранения, меньше социальных связей и ответственности, романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий – все это способствуют более быстрой радикализации.
Именно поэтому так важно вести активную и регулярную работу с женщинами, что отметила в своем докладе и Наиля Зиганшина, председатель Союза мусульманок Татарстана.
— Даже самые благополучные в экономическом и социальном отношении страны подвержены влиянию радикальных взглядов. А религиозный экстремизм, в свою очередь, — это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и устоев, а также пропаганда идей, противоречащих элементарному здравому смыслу. Факторы, которые способствуют появлению и дальнейшему успешному развитию экстремизма – это снижение уровня жизни населения, религиозная безграмотность граждан, прогрессирующая безработица. Именно женщины-матери, сестры, жены должны способствовать укреплению в нашем обществе идей добра, мира, взаимопонимания и распространения традиционных духовных ценностей, выработанных предшествующими поколениями всех народов.
Всегда женщина-мать ассоциировалась со стабильностью, была хранительницей очага, куда возвращаешься всегда. Ни одна мать не может желать смерти своему ребенку, а значит, и чужому. Однако никто не застрахован от беды, от того, что станет жертвой навязанной нам, чуждой идеологии. Спикер видит выход из сложившейся ситуации в укреплении семьи через восстановление в общественном сознании гражданской ценности института брака, престижа материнства и отцовства, восстановления традиций, духовно-нравственной поддержки молодой семьи.
— Мы должны наладить адресную работу со вдовами, близкими и родственниками членов незаконных вооруженных формирований.
Приверженцы деструктивных культов: только с нами можно остаться полноценным мусульманином
Как отметил в ходе своего выступления директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев, зачастую не учитывается, что радикальная идеология – это совокупность взглядов, которая выражает интересы различных групп, на которых основывается кардинальность необходимых политических изменений, в том числе с использованием насилия.
— Исламские интеллектуалы часто говорят о понимании термина «джихад», об обвинении в такфире таких организаций, как ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ — прим. ред.). По мнению последних, только рядом с ними, бок к о бок, можно остаться полноценным мусульманином. Они спекулируют на истории с переселением Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) из Мекки в Медину в связи конфликта мусульман с язычниками. Подобные идеологические моменты находят благодатную почву на уровне глубинных установок, при этом используя в обосновании религиозные догматы.
Зачастую здесь речь идет об упрощенной трактовке идей джахилии, язычества, варварства. Сегодня в джахилии обвиняется все современное общество.
— Сегодня мы с вами наблюдаем ситуацию, когда некоторые религиозные группы переносят вину и ответственность за личные неудачи, отсутствие способностей реализовать собственные устремления на других людей, на целые социальные группы, государство, религию. Это становится определенным защитным механизмом. Причем подобные сюжеты о современной джахилии высказываются представителем духовенства, а иногда это можно найти и в религиозной литературе.
В работе конференции приняли участие отечественные и зарубежные религиозные и светские специалисты из Сирии, Ирака, Ливана, Египта. Делегация Сирийской Арабской Республики была представлена известным проповедником и исследователем доктором Али аль-Харфаном, шейх аль – Ханафийя (шейх ханафитов) Дамаска и Сирии, писателем и исследователем, генеральным директором крупнейшего издательства «Дар ан – Нуъман», специализирующегося на издании ханафитской литературы шейх Абд аль –Джалиль Ата аль–Бекри, шейхом Фавазом ан – Нимри, имамом Омейядской мечети Дамаска и Муханнадом аль – Кудси из Дамасского университета. Иракская делегация включала в себя доктора Мухаммада Зыя – ад-Дина Ибрахима Халиля Факультета Великого имама Абу Ханифы. Ливан представил доктор, Шейхом–аль-Курра (шейх чтецов Корана) Северного Ливана Халед Баракат, преподающий в университетах Бейрута, Триполи и «аль – Джинан». Из Египта на конференцию приехал шейх Махмуд Абу аль – Маджд Шабиб Макки Абд аль-Хаким из Управления фетв Арабской Республики Египет. Исламская Республика Пакистан была представлена профессором Наби Хак Сикандари из Дар –ул –Улюм Сибгат аль – Худа.
Октябрь 9, 2017