Обзор жизни в Катаре
В июне 2017 года после того, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн и Египет ввели режим бойкота Катара, была также прервана почтовая связь между Катаром и бойкотирующими государствами. Бойкот был вызван политическими разногласиями между арабскими странами Персидского залива: главы ОАЭ, Саудовской Аравии, Бахрейна и Египта обвинили Катар в поддержке терроризма и разорвали с ним дипломатические и транспортные связи. Катар отверг обвинения в свой адрес, заявив, что давление соседей по региону преследует цель лишить страну ее суверенитета. Бойкот бойкотом, но ООН раз за разом выбирает Катара для открытия офисов своих организаций, что само по себе является важным посланием, указывающим на то, что Катар находится в авангарде надежных стран региона, как эффективный и надежный партнер ООН. По словам Постоянного представителя Катара при ООН Шейхи Алии бинт Ахмед бин Саиф Ал Тани: «Стабильность, процветание и пространство свобод в Катаре позволяют этим организациям действовать свободно и независимо, в соответствии со стандартами, принятыми ООН».
Шейха Алия подчеркнула, что роль и вклад Катара можно рассматривать в политической, гуманитарной и социальной областях, представляющих интерес для международного сообщества, а также его роль в содействии международному миру и безопасности, охране прав человека, реагировании на последствия изменения климата, борьбе с терроризмом и экстремизмом, диалоге цивилизаций, культур и религий, образовании, молодежи, женщинах и детях и гуманитарной помощи. Признаком международного признания Катара является также подписание мирного соглашения между США и афганским «Талибаном», которое состоялось в конце февраля в столице страны г. Дохе. Договор не поставил точку в жестоких войнах, продолжавшихся сорок лет, но и повысил международный авторитет Катара, что крайне важно на фоне продолжающейся блокады.
Кстати, блокада становится мягче, поскольку есть еще одна хорошая новость: возобновился почтовый траффик между двумя сторонами катарского бойкота. Об этом важном событии объявил после переговоров Всемирный почтовый союз ООН. Однако возобновление почтового обмена, все же, несет на себе отпечаток политического кризиса, который без малого тори года тому назад случился между бойкотирующими странами и Катаром. Возобновление международных почтовых обменов между этими странами будет осуществляться транзитом через Оман. Оман в качестве почтового «посредника» был выбран не случайно, поскольку эта страна не принимала участия в бойкоте Катара и держала свои порты открытыми для катарского импорта и экспорта, заменив в этом ОАЭ.
Генеральный Директор Всемирного Почтового Союза г-н Бишар А. Хусейн по этому поводу заявил: «Я горячо приветствую возобновление международных почтовых обменов между этими странами транзитом через Оман. Все эти страны, включая Оман, заслуживают похвалы за их приверженность и приверженность делу обеспечения того, чтобы почтовые отправления продолжали обмениваться и доставляться по единой почтовой территории Союза». Возобновление почтового обмена стало возможным после того, как 29 января Всемирный Почтовый Союз провел специальную встречу с почтовыми представителями Катара и четырех бойкотирующих стран в своей штаб-квартире в Швейцарии. На переговорах странам-участницам было предложено представить ответ до 21 февраля.
ОАЭ стала первой страной, которая восстановила обслуживание Катара, возобновив непрямые услуги 9 февраля с почтой, перевозимой через Оман. Восстановление почтового взаимодействия между странами-участницами переговоров в Швейцарии, казалось бы, свидетельствует о стремлении к нормализации политических отношений. Однако переговоры по урегулированию более широкого круга проблем, вызванных бойкотом Катара, зашли в тупик. Об этом в начале текущего месяца заявила катарская сторона. Между тем, в регионе Персидского залива продолжает действовать «масочный» режим. Поскольку Катар входит в тройку наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса арабских стран региона Персидского Залива, то Кабинет министров страны санкционировал ношение масок для лица «при выходе из дома по любой причине», за исключением случаев, когда человек находится один за рулем транспортного средства.
По сообщению Reuters, в Катаре максимальный штраф за нарушение режима составляет 200 000 риалов ($55 000). Вчера было объявлено о дальнейшем «закручивании гаек»: власти начнут сажать людей в тюрьму за то, что они не носят маски для лица в публичных местах. Государственное телевидение Катара сообщило, что максимальное наказание составит три года лишения свободы. Известно, что в условиях пандемии, когда действует режим самоизоляции, карантина и даже комендантского часа, Интернет стал окном в мир. В этом его предназначении проявили себя и сотрудники Национальной библиотеки Катара (НБК).
Они открыли доступ к библиотеке для исследователей в рамках обязательства по обмену знаниями и информацией по всему миру. Проект называется «Авторский Фонд открытого доступа» (АФОД) и он нацелен на поддержку катарских исследований путем предоставления поддержки со стороны Национального фонда, который покрывает расходы, связанные с публикацией в открытом доступе.
АФОД доступен для студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников любого высшего учебного заведения или некоммерческого научно-исследовательского института в Катаре. Национальная библиотека Катара является ведущим центром открытого доступа в регионе Персидского залива, Ближнего Востока и Северной Африки и работает над тем, чтобы обеспечить глобальное присутствие, особенно в тех областях, где доступ к информации ограничен из-за таких факторов, как финансирование. С 2017 года НБК профинансировала публикацию 782 научных статей. Открытый доступ к хранилищам НБК – это способ предоставления свободного, неограниченного доступа к библиотечным коллекциям и услугам, таким, как цифровая библиотека Катара и хранилище.
Таким образом, для катарских ученых создана возможность публиковаться в журналах открытого доступа за счет НБК, которая берет на себя расходы на обработку статей для местных и международных журналов. Также НБК заключает соглашения с крупными издателями, чтобы результаты исследований катарских ученых могли выходить на международную научную арену. Айдар Хайрутдинов