Ломая стереотипы: джихад – это террор? И учит ли ислам насилию?
Жизнь человека – величайшая ценность в исламе. Всевышний Аллах поместил человека на самую верхнюю ступень всех творений, предоставил ему в распоряжение все, что находится на земле и на небе и сделал его Своим наместником на земле.
Поэтому человек и его жизнь обладают наивысшей ценностью. Наш Пророк ﷺ во время прощального хаджа обратился к верующим и ко всем людям с такой проповедью: «Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц» (Бухари, “Книга знания”, 37; Муслим, “Книга хаджа”, 147).
Как может религия, которая ставит ценность человеческой жизни превыше всего и признает человека самым почитаемым из всех творений Создателя, поощрять убийство или призывать к нему?
В исламе убийство считается одним из тяжелейших грехов, лишение человека жизни расценивается как убийство всего человечества.
«Кто убьет человека не (в качестве наказания) за убийство (другого) человека или (не за) распространение порока на земле, тот как будто бы убил всех людей. А кто сохранит ему жизнь (воспрепятствовав убийству невинного человека, избавив его от опасности или вылечив), тот как будто сохранил жизнь всем людям» (Маида, 32).
Все люди на земле – это потомки Адам и Хаввы. Все люди – братья друг другу. Ислам учит, что причинять вред и посягать на человеческую жизнь без каких-либо юридических оснований запрещено. Человек не может отнять жизнь другого человека.
К сожалению, в современном мире существует стереотип, что джихад – это террор, а ислам представляют религией ненависти и агрессии. Чтобы прасставить все точки над «і», подробнее рассмотрим понятие «джихад».
Джихад означает борьбу, противостояние, прикладывание усилий, использование всех имеющихся возможностей для достижения какой-либо цели.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Настоящий моджахед тот, кто совершает джихад со своим нафсом (искушением)» (Тирмизи), то есть истинная борьба – это борьба с самим собой.
Как религиозное понятие, джихад означает борьбу с самим собой, работу над своим нафсом, подчинение своих низменных желаний, борьба с сомнениями и искушениями, внушаемыми шайтаном.
В Священном Коране слово «джихад» используется для обозначения стремления жить в соответствии с волей Аллаха, призывать к совершению добра и остерегать от причинения зла, стремиться к проповедованию ислама, жертвования на пути Аллаха.
«Поэтому не слушайся неверующих и веди с ними посредством него (Куръан а) великую борьбу» (Фуркан, 52).
Джихад в исламе подразумевает стремление к совершению добра и борьбу со злом практически во всех аспектах жизни.
В западных странах сложилось такое оскорбительное для мусульман мнение, что ислам носит агрессивный характер и в Коране приказано бороться с немусульманами до тех пор, пока весь мир не примет ислам или не подчинится его господству.
Если обратиться к истории ислама, станет ясно, что мусульмане не начинали войн, и не нападали на тех, кто не нападал на них, и никого не принуждали к принятию ислама.
В Коране есть аят, который противники ислама используют как факт оправдания исламом террора.
«Сражайтесь с ними, пока не кончится смута и (пока не) останется лишь религия Аллаха» (Бакара, 193).
Эти люди считают, что данный аят является призывом сражаться до тех пор, пока весь мир не примет ислам. На самом же деле, Аллах повелевает в данном аяте бороться против смуты – угнетения, жестокости и лжи. Религия ислама, как и вся система и другие религии, не допускает действий, нарушающих общественный порядок и естественное течение жизни.
Продолжение аята «Но если они прекратят (сражаться и примут Ислам), то (не нападайте на них, так как) враждовать следует лишь со злодеями» (Бакара, 193) свидетельствует о том, что никого не будут принуждать к принятию ислама. Ислам всегда боролся против тиранов и беззакония, даже если они являются мусульманами, а угнетённым окажут помощь, даже если они являются немусульманинами.
Немусульмане на протяжении многих столетий жили среди мусульман в спокойствии и в мире, никто не принуждал их к религии, не навязывал свои убеждения и не посягал на их храмы. Посланник Аллаха ﷺ предупреждал даже своих сподвижников, которые приняли ислам, не принуждать своих близких к отказу от своей веры.
Принципы ислама заключены в Коране. Один из них гласит, что в религии нет принуждения и каждый может сделать свободный выбор между верой и неверием, и понести за этот выбор ответственность:
«Нет принуждения в (принятии) религии (Ислам)» (Бакара, 256).
«И скажи (что Куръан есть) истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верит, а кто не хочет, пусть не верит (это угроза)» (Кахф, 29).
Когда Пророк Мухаммад ﷺ выразил желание, чтобы все люди стали мусульманами, Аллах предостерег его аятом:
«Мы ниспослали тебе (о Мухаммад) Книгу для людей – (потому что человечество нуждалось в ней, и ниспослали ее) с истиной. Кто принял наставление, тот сделал это ради себя самого (для своего блага). А кто заблудился, тот навредил (лишь) самому себе. Ты (Мухаммад) им не хранитель (не можешь заставить их уверовать)» (Зумар, 41).
Аллах призывал пророка Мухаммада ﷺ к мягкому увещеванию:
«Пусть они несут в Судный день свою ношу (свои грехи) полностью, а также ношу тех, кого они сбили (с верного пути) без знания. Как плохо то, что они понесут!» (Нахль, 125).
Призывая к религии, все предшествующие пророку Мухаммаду ﷺ посланники также избегали принуждения, насилия и запугивания.
Если ислам учил своих посланников к мягкому увещеванию, то разве можно считать, что он призывает своих последователей применять джихад для принуждения к религии? В Коране и сунне нет места насилию, запугиванию, жестокости и тирании.
Подробнее: https://islam-today.ru/obsestvo/lomaa-stereotipy-dzihad-eto-terror-i-ucit-li-islam-nasiliu/