Как защитить культурные ценности прошлого от террористов?
Директор Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке Томас Кэмпбелл осуждая разграбление террористами культурных ценностей в Иракском Мосуле сказал: «Это бессмысленное нападение на великое искусство, на историю и на человеческое понимание представляет собой трагическое нападение не только на музей Мосула, но и на наше всеобщее обязательство использовать искусство для объединения людей и содействия человеческому пониманию.»
На Западе звучат голоса тех, кто задумался о грядущей судьбе историко-культурного наследия, которое часто оказывается заложницей политических игрищ. Американский писатель, адвокат Стив Берри говорит по этому поводу следующее: «Согласованные усилия по сохранению нашего наследия являются жизненно важной связью с нашим культурным, образовательным, эстетическим, духовным и экономическим наследием – всем тем, что буквально делает нас теми, кто мы есть».
Уничтожение и разграбление культурных ценностей совершалось всякого рода вырожденцами на протяжении столетий. Не исключение и наши дни. Воинствующие группы террористов и боевики радикальных движений на БВ нападают не только на невинных людей, но и на исторические и культурные ценности, сохраняемые и почитаемые их жертвами.
Американский журналист Кэтрин Шакдам пишет в этой связи следующее: «И все же из-за отсутствия политической воли или, что еще хуже, культурной этноцентрической слепоты мы, в основном, позволили нашему всемирному культурному наследию оказаться во власти рейдеров-гробокопателей и непримиримых фундаменталистов, мало заботящихся о сохранении нашего интеллектуального богатства.
Утрата нашей культурной памяти-это большая трагедия, так как каждый камень, каждая письменная строка, каждое выражение своих убеждений остаются священной декларацией нашей человечности. Отказ от воспоминаний о пожарах нетерпимости означает нормализацию невежества как акта политической власти.
Уму непостижимо думать, что, зайдя так далеко в отстаивании своих прав, мы все еще не осознаем, насколько неотъемлемы наши права на нашу коллективную религиозную и культурную историю и насколько они свидетельствуют о нашей интеллектуальной эволюции.
Позволить исчезнуть любому фрагменту нашей общечеловеческой истории – это оскорбление всего человечества».
Кстати, досталось и Саудовской Аравии, которую обвинили в способствии систематическому уничтожению невероятно богатого историко-культурного наследия в Ираке и Сирии. В силу своего географического положения и политического влияния королевство СА стоит над колыбелью цивилизации и монотеизма с топором наперевес, предупреждает Кэтрин.
Между прочим, первым симптомом дрейфа к террору является неприятие истории других народов, их верований, их культурных маркеров и традиций. Мы те, кто мы есть, потому что другие были до нас. Но в случае с трагедией и культурным апокалипсисов, который происходит на Ближнем Востоке дело обстоит еще хуже, поскольку с обоих сторон баррикад – мусульмане.
Сколько еще Ближнего Востока мы должны увидеть уничтоженным и лишенным своей культурной идентичности, прежде чем голоса честных и здравомыслящих людей на Западе и на Востоке поднимутся в защиту невинных людей и беспомощных памятников культуры? Ведь ни один народ не заслуживает того, чтобы стать свидетелем падения своей культуры и традиций. (продолжение следует)
Айдар Хайрутдинов