Доклад о радикализации: как становятся террористами. Часть 1
В 2007 году Департамент полиции Нью-Йорка опубликовал доклад «Radicalization in the West: The Homegrown Threat» («Радикализация на Западе: доморощенная угроза»). Цель доклада состояла в том, чтобы дать политикам и сотрудникам правоохранительных органов в США «глубокое понимание того», с какой угрозой они сталкиваются внутри страны, а именно: с мусульманским радикализмом. Доклад хотя и обращен к служивым людям, однако представляет собой серьезное научное исследование, или, как минимум, первое приближение к исследуемой проблеме. В этом свете интересно познакомиться с ним поближе.
В преамбуле документа акцент делается на признании того факта, что многие террористические нападения или сорванные заговоры против городов в Европе, Канаде, Австралии и Соединенных Штатах были задуманы и спланированы местными жителями/гражданами, которые стремились напасть на свою страну проживания. «Большинство этих людей начинали как «ничем не примечательные» – они имели «ничем не примечательную» работу, жили «ничем не примечательной» жизнью и почти не имели криминального прошлого», говорится в докладе.
Такая реальность и определила задачу исследования: выяснить природу, этапы и другие факторы превращения обычного человека в террориста. Понимание этого жизненно важно для разработки эффективных контрстратегий, причем не только в США. Говоря о причинах радикализации, авторы доклада на первое место поставили идеологию, что, в принципе, верно, поскольку поведение человека определяется его мировоззрением. Было установлено, что движущей силой радикализации, побуждающей молодых мужчин и женщин, родившихся или живущих на Западе, осуществлять «автономный джихад» посредством террористических актов против принимающих их стран является джихадистская или джихадистско-салафитская идеология.
Исследование различных моделей радикализации привело авторов доклада также к выводу о том, что процесс радикализации состоит из четырех различных фаз:
Этап 1: Предварительная радикализации
Этап 2: Самоидентификация
Этап 3: Индоктринация
Этап 4: Джихадизация Каждая из этих фаз уникальна и имеет специфические сигнатуры, и не все люди, которые начинают этот процесс, обязательно проходят через все стадии.
Поэтому, хотя схема и выглядит последовательной, люди не всегда следуют совершенно линейной прогрессии. Многие останавливают или прекращают этот процесс в разных точках. То есть, свободу воли и трезвомыслие никто не отменял. Возможно, из этой точки доклада можно было бы развить новое исследовательское направление, имеющее дело с психологией мусульманина, и получить ответы на вопросы о том, почему одни могут вовремя остановиться и не стать преступниками, а другие – нет. Однако если взять человека, который совершил террористический акт, то, согласно выводам доклада, это будет означать, что он наверняка прошел через весь этот процесс.
Верно и обратное: если человек прошел все стадии радикализации, то с максимальной вероятностью он будет вовлечен, как минимум, в планирование, и, как максимум, в осуществление террористического акта. Фазы радикализации По мнению авторов доклада, фаза предварительной радикализации, или предрадикализации – это то состояние индивида, в котором он пребывает до того, как он начнет свой прогресс к тому, чтобы однажды стать террористом. Это их жизненная ситуация до того, как они подверглись воздействию и приняли джихадистско-салафитский ислам в качестве своей собственной идеологии. Здесь я бы внес поправку: понятие «джихадистско-салафитский ислам» неверно по своей сути, поскольку, если выразить мысль иначе, то она равнозначна следующему тезису: «воинственное миролюбие» или «непокорное повиновение», если иметь в виду смысл слова ислам: мир или повиновение/предание воле Аллаха. И уж точно, что джихад здесь вообще не к месту: человека можно зомбировать настолько, что он, конечно же, будет считать себя воином джихада, но на деле быть обычным головорезом, и быть на противоположной точке от джихада в истинном смысле этого слова. Поэтому неверно говорить «джихадистско-салафитский ислам», правильнее было бы сказать «джихадистско-салафитское искажение ислама».
На этапе предрадикализации большинство людей, оказавшихся вовлеченными в эту преступную деятельность, осуществляемую под маской религии – это те самые «ничем не примечательные» обычные люди с обычной работой и без криминального прошлого. Фактически, наиболее интересный момент на этом этапе – это то, как вербовщикам удается вовлечь в свои сети обычного человека, не помышляющего о противоправной деятельности. Этот процесс рассматривается или относится к второй фазе радикализации, а именно, к самоидентификации. Самоидентификация – это фаза, в которой люди под влиянием как внутренних, так и внешних факторов начинают осваивать салафитский ислам, постепенно отходят от своей старой идентичности и начинают ассоциировать себя с единомышленниками и принимать эту идеологию как свою. Катализатором этого «религиозного поиска» является когнитивное открытие, или кризис, который потрясает уверенность человека в ранее существовавших убеждениях и открывает ему способность быть восприимчивым к новым мировоззрениям.
Таким образом, самоидентификация – это не изолированный процесс, который происходит в сознании человека по его собственной инициативе (хотя такое тоже возможно), но процесс встречно-двусторонний: он фактически неосуществим без участия опытного психолога, выступающего в роли вербовщика. Причем, он не подходит к своей будущей жертве как вербовщик в открытую. Чтобы повлиять на человека и спровоцировать изменения в его сознании и миропонимании нужно втереться к нему в доверие. Поэтому опытный психолог-вербовщик не выглядит как зазывала в стиле: «загляните в наш магазин!». Для ничего не осознающей жертвы он – единоверец, затем – друг, жилетка для «поплакать» и только потом – наставник.