«Эти люди стали возвращаться на родину и говорить своим отцам, что те не умеют читать намаз…»
Различия взглядов и разногласия между людьми являются естественными. Это психологическая, историческая, религиозная и социологическая реальность. Каждая религия, философия и идеология, так или иначе, отражают данную реальность. Мазхабы или течения, возникшие в истории Ислама, отражают не различия в религии, а различия в подходе. Разделение на секты и мазхабы случалось в истории любой религии, и это явление не имеет отношения к самой религии.
Стоит отметить, что на протяжении всей истории Ислама по тем или иным причинам возникали и распространялись различные исламские течения и группы. Одни течения и группы возникали по политическим мотивам, другие – на основании различия в вопросах вероучения или права. Не могло не сказаться и влияние окружающих культур и религий.
На сегодняшний день в мире существует немалое количество исламских и псевдоисламских групп и сект, часть из которых является крайней и далекой в своих воззрениях от традиционных понятий ислама, и часть которых переродилась в самостоятельные религии, выйдя из Ислама. В этом материале мы расскажем Вам о таком исламском течении, как ваххабизм. Отличительной чертой этого течения является некий набор убеждений.
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб (последователей которого и называли ваххабитами) считал, что истинного Ислама придерживались лишь первые три поколения последователей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он выступал против любых новшеств, пускай даже они имели основу в шариате. Эти взгляды разделяли и его сторонники. В результате, в Исламе возникло радикальное религиозно-политическое течение – ваххабизм. Приверженцы этого движения не считают его политическим, а исключительно религиозным. Себя же они называют салафитами (то есть истинными последователями праведных предшественников – саляфов).
Сегодня ваххабизм является господствующей исламской доктриной в Саудовской Аравии.
Основные догматы «салафизма» (ваххабизма) следующие:
— строжайшее соблюдение таухида – безусловной веры в единого Бога, которого они представляют в антропоморфном виде (в виде существа, занимающего место в пространстве, имеющего органы и части тела) – Аллаха они себе представляют как некое тело, которое находится где-то над небесами или над Аршем, наверху, у которого есть руки, и обе эти руки правые, у которого два глаза, пальцы, который перемещается, спускается. Они истолковывают аяты Корана по-своему, игнорируя толкования крупнейших исламских ученых;
— полное отрицание любых новшеств в религии, а также отказ признанного в шариате деления новшеств на языковые (которые являются новшествами лишь на словах) и религиозные (действительно подлинное внесение чего-то нового в религию);
— критика коллективного таклида – следования какому-то одному мазхабу (школе признанных, традиционных богословов, разъясняющих Коран и Сунну);
— понимание саляфов («праведных предков») при толковании имен Всевышнего. Все атрибуты Аллаха нужно понимать без иносказаний, что приводит к буквальному их пониманию и уподоблению Всевышнего сотворенным существам.
Всех мусульман, которые не разделяют их убеждения, ваххабиты считают заблудшими, а их крайние течения – даже неверными, немусульманами, чьи жизнь и имущество дозволены для них (что приводит к экстремизму). Поэтому они дозволили кровь мусульман, штурмом брали Мекку и Медину, они убивали паломников, которые отличались от них взглядами, уничтожали мусульман, разоряли города. Ваххабиты отрицают возможность посредничества между Великим Создателем и человеком, выступая против суфизма (учения о способах очищения сердца человека и искреннего соблюдения им религиозных заповедей с помощью учителя-духовного наставника).
Стоит отметить, что вплоть до распада Османской империи в 1922 году ваххабизм был убеждением группы бедуинов, о котором никто в исламском мире не знал. Весь исламский мир от Магриба до Китая на протяжении всей истории имел одни и те же убеждения – все следовали мазхабу, все имели одно убеждение, что Аллах – это не тело и не занимает место, все признавали суфизм как законную часть Ислама. Эти моменты были всегда едиными для всех мусульман.
Когда у этих людей появились деньги, они стали приглашать к себе молодых людей из тех стран, где ослабело знание Ислама, где было много невежества. Эти молодые люди стали возвращаться к себе на родину и говорить своим отцам и дедам, что они не умеют читать намаз, придерживаются ошибочных убеждений, параллельно насаждая ваххабистскую идеологию.
Ваххабиты – это люди, которые искажают истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов. Внешне движение появилось с целью исправления нарушений мусульманского вероубеждения и права, борьбы с язычеством и возвеличиванием могил.
По сути дела, ваххабиты критикуют мусульман из-за разногласий во второстепенных вопросах, не имеющих никакого отношения к основам Ислама. Только из-за расхождений во второстепенных вопросах они объявляют мусульман неверными. Эти люди следуют за учением Ибн Таймии и его последователей и придерживаются буквальной трактовки Корана и Сунны, полностью отрицая попытки рационального понимания священных текстов.
Их идеи несостоятельны и не выдерживают даже малейшей критики. Ваххабитские ученые не могут противостоять доводам, приведенным мусульманскими учеными. Вы всегда слышите от них одни и те же слова, они слабы в трактовке Корана и сторонятся любой дискуссии, цель которой поиск истины, поскольку знают несостоятельность своей идеологии.
Ваххабизм – это, в первую очередь, болезнь души.
Ваххабит – это человек с больным эго, невежда, который считает себя лучше большинства людей и нуждается в порицании других и разрушении для самоутверждения. Ваххабиты унижают Пророка (мир ему и благословение) и праведников, говоря, что они мертвы и от них мало толку, запрещают выказывать «излишнее почтение» к Пророку (мир ему и благословение), приравнивая это к христианству. Ваххабиты дошли до того, что считают родителей Пророка (мир ему и благословение) неверующими, и усердствуют в своих доказательствах этого, хотя сердце любого верующего сжимается от одних таких предположений, а доводы суннитских ученых безусловно говорят об обратном.
Самым острым углом являются нападки ваххабитов на исламских ученых и простых мусульман, обвинения последних в язычестве, идолопоклонстве. Нельзя пойти ни на какие компромиссы и диалоги с этими людьми, пока частью их акыйды является убежденность в неверии других мусульман.
Когда идеология группы людей построена на том, что другие являются неверующими и их можно убивать, не может быть никакой речи о том, чтобы говорить об этих людях: «они просто разные, другие не такие как мы, надо вести с ними диалог и признать, что они имеют право на собственно мнение». «Диалог» здесь может быть только один – крепкий амбарный замок на вход для них в свою жизнь и получение, дальнейшее распространение истинных знаний об Исламе.
Следует помнить, что в России ваххабитская секта весьма сильна, и у новообращенного мусульманина велик шанс с ними столкнуться. Многие среди новообращенных обращаются к ваххабизму, даже не понимая, что это ваххабизм. Многие симпатизируют ваххабитам, потому что те кажутся знающими, соблюдающими и радикальными. Вне сомнений, часть тех, кто следует за этими сектантами и цитирует Албани, перестанет так делать, если осознают, что именно исповедуют ваххабиты. Поэтому так важно не просто получать истинные знания от настоящих ученых и знающих людей, но и по мере сил передавать их другим.
Амина Тауфик