«Нельзя соотносить ислам и тех, кто творит свои бесчинства по всему миру от имени религии»
Как противостоять активной трансформации радикальных идей в условиях глобализации? Какова специфика развития мусульманского сообщества в центральных и периферийных регионах, в России и странах СНГ? Какие на сегодняшний день существуют перспективы развития ханафитской мысли на постсоветском пространстве? Какой он – религиозный авторитет в исламе? Как происходит религиозная социализация в исламе? Как должна проходить дерадикализация людей, уже понесших наказание за преступления экстремистского или террористического характера? Настолько широкий спектр вопросов рассматривался в рамках Международной научно-практической конференции «Россия и исламский мир: направления взаимодействия и поиски ответа на вызовы современности», которая прошла в стенах Академии наук Республики Татарстан 21-22 сентября 2017 года.
В течение двух дней работы конференции участники с районов Татарстана, регионов России и ближнего и дальнего зарубежья подняли такие вопросы, как специфика развития мусульманского сообщества в центральных и периферийных регионах, теория и практика традиционных форм ислама в исторической ретроспективе, а также взаимодействие ислама с другими конфессиями.
— Тематика нашей конференции не только для людей, работающих в области духовного воспитания людей, но и для светских граждан, для нового, подрастающего поколения. Это хорошая возможность для выведения практических решений поставленных нами задач, для использования новых, творческих подходов, — отметил Сухейль Фарах, академик Российской академии образования, профессор Ливанского университета, президент Открытого университета «Диалога цивилизаций». — Это шанс наладить диалог разных цивилизаций, религий и сфер знаний. Религия без культуры развиваться не может, как и общество без Бога. Как говорил Эйнштейн, наука без религии хромает, а религия без культуры слепа. Именно поэтому так важен научный подход к поднимаемой нами теме. Но не стоит забывать и об обновлении нашего духовного потенциала.
«Мусульмане нашей страны, как и сотни лет назад, являются важным фактором налаживания и гармонизации отношений между Россией и странами Востока. Мусульманский фактор также играет не последнюю роль во взаимодействии дипломатов и бизнесменов России со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, странами Исламской восьмерки, странами Экономического сообщества Западно-Африканских государств и Лиги арабских государств. Взаимодействие России и исламского мира многогранно», — прозвучало в обращении муфтия, председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Стоит отметить, что в работе по противодействию распространения радикальных идей и деятельности деструктивных культов отдельное место занимает Группа стратегического видения «Россия – исламский мир», которая была создана в 2006 году под руководством Евгения Примакова и Минтимера Шаймиева после того, как Российская Федерация присоединилась к Организации исламского сотрудничества в качестве наблюдателя.
— Также в рамках деятельности Группы были выпущены и презентованы несколько изданий. Это книга известного ливанского общественного деятеля, члена Группы Вассима Калааджие «Евразийская Россия: время Президента Путина», сборник сочинений Евгения Примакова, книга муфтия Северной Осетии, члена Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир», Хаджимурата Гацалова «Россия и ислам: на острие атаки», книга бывшего генерального секретаря Организации Исламского Сотрудничества (ОИС), депутата Великого национального собрания Турции д-ра Экмеледдина Ихсаноглу «Исламофобия: от конфронтации к сотрудничеству: предстоящие задачи».
Сегодня отдельный акцент в работе Группы сделан на разработке мероприятий по дальнейшему укреплению долгосрочного сотрудничества России и исламских государств, на согласовании совместных мер по борьбе с международным терроризмом, на практической реализации стратегического партнерства между Российской Федерацией и мусульманским миром. В связи с этим идет активное обсуждение по переводу книг с русского на арабский, турецкий, фарси и другие языки, перевод на русский.
Фарид хазрат Салман, директор Центра исследований Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан, обратил внимание гостей и участников конференции на особенности развития и дальнейшей трансформации ханафитской мысли на постсоветском пространстве.
— Ранее зависимость уровня религиозной грамотности населения зависела напрямую от уровня знаний духовенства, а конфессиональный диалог был законсервирован. Далее мы могли наблюдать ломку традиционных религиозных идей. Рост радикальных настроений в молодежной среде и ее вовлеченность в самые различные формы радикализма (от публичного сочувствия до участия во всевозможных псевдоисламских группировках) и стало причиной того, что государства постсоветского пространства обратили внимание на эту проблему. Глобализация псевдорелигиозного радикализма привела к тому, что в целом мусульмане знают, что такое экстремизм и радикализм.
Сегодня мы можем наблюдать новые тенденции, в том числе и все возрастающий интерес к традиционному Исламу в лице ханафитского мазхаба.
— Приверженцы радикальных, деструктивных идеологий быстро перестроились под приверженцев традиционного Ислама.
В рамках работы секции «Исламский мир в условиях глобализационных трансформаций» основным вопросом стала необходимость разведения таких понятий и терминов, как Ислам, фундаменталисты, террористы.
— Мы должны понимать, что нельзя соотносить Ислам и тех, кто творит свои бесчинства по всему миру якобы от имени нашей религии, — уверил Руководитель Генерального консульства Исламской Республики Иран Алибеман Егбали Зарч.
Бахтиер Эргашев, главный научный сотрудник Центра экономических исследований рассказал собравшимся о том, что происходит с исламским миром в условиях глобальных геоэкономических и геополитических трансформаций и поделился уникальным опытом Узбекистана по реабилитации осужденных, в том числе за преступления с религиозной подоплекой. По словам специалистам из Ташкента, те программы, тот опыт, который реализуется в Европе, просто невозможно успешно применять на территории постсоветского пространства, поскольку разные менталитеты.
— Если в Европе, в том числе во Франции, Великобритании и других странах, все построено на индивидуализме, то у нас очень сильны традиционные семейные связи. Я сейчас говорю о наших центральноазиатских республиках. У нас в этом случае, да и в целом, особая роль уделяется махалле, влиянию ее членов. К примеру, как у нас поступают с человеком, уличенным в связях с запрещенными группировками? Этого парня или девушку, или группу лиц отпускают на поруки в семью, в свою махаллю, которая уже напрямую ведет работу с оступившимся своим членом группы. Тут и стыд и боль родителей, что не смогли уберечь ребенка и недосмотрели, стыд перед махаллей, влияние всей группы. И это гораздо эффективней, чем эти программы по созданию раздельных тюрем.
Своим опытом по работе с деструктивно настроенным населением и о методах предотвращения радикализации сознания и профилактики экстремизма рассказывала в ходе работы секции «Угроза радикализма в контексте развития стратегических отношений России и исламского мира» Гульнар Мжуманова, профессор, сотрудник Общественного фонда «Казахстанский институт развития человеческих ресурсов». На сегодняшний день в Казахстане идет процесс приравнивания медресе к колледжам, что дает возможность контролировать проходящее там обучение на предмет существования деструктивных и чуждых для многонационального и поликонфессионального казахстанского общества идей.
— У нас существует свой список зарубежных религиозных высших учебных заведений, в которые мы разрешаем и сами направляем студентов. После их возвращения на родину они, безусловно, проходят переаттестацию. Но также есть проблема с теми, кто уезжает обучаться за рубеж, причем без нашего ведома и зачастую в запрещенные руководством республики вузы.
Характерно, что направляют для получения дальнейшего религиозного образования в исламских странах, потенциальный кандидат сначала должен закончить обучение в медресе, затем получить высшее образование здесь же, в Казахстане. И только потом он может претендовать на обучение за границей.
В контексте работы по противодействию вербовке также затронули тему все увеличивающейся радикализации женщин. Что интересно, больше всего подвержены воздействию вербовщиков девушке в возрасте 16-25 лет. Эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде личностных ресурсов, так как для них свойственна высокая подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию. Недостаточная стрессоустойчивость, пониженный инстинкт самосохранения, меньше социальных связей и ответственности, романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий – все это способствуют более быстрой радикализации.
Одиночество, кризисные ситуации, психологические травмы, потребность в значимости для окружающих, потребность в структурированности жизни (желание, чтобы кто-то другой решил, а я просто последую) – по этим психологическим характеристикам можно распознать подверженную деструктивному влиянию из вне девушку. Сюда также можно отнести низкую самооценку, наличие элементов расщепления личности (то есть диссоциативные расстройства), недостаточную личную идентичность, довольно сильную потребность в присоединении к группе (групповая идентификация), обостренное переживание социальной несправедливости, изолированность и отчужденность, постоянная агрессивно-оборонительная готовность. К субъективным причинам можно отнести иллюзию решить сложные вопросы простым путем, максимализм и фанатическая вера.
Организаторами конференции являются ГСВ «Россия – исламский мир», Российский фонд фундаментальных исследований, Академия наук РТ, Центр исламоведческих исследований АН РТ, Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ, Казанский институт евразийских и международных исследований
— В группу входят 33 известных государственных и общественных деятеля из 27 мусульманских государств, в том числе бывшие премьер-министры, бывшие министры иностранных дел, ряд крупнейших богословов исламского Востока из Индонезии, Марокко, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, и многие другие. На состоявшихся встречах в обстановке доверия и откровенности обсуждались самые острые животрепещущие проблемы международных отношений, ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и, естественно, комплекс отношений между Россией и государствами исламского Востока, — отметила в ходе пленарного заседания заместитель координатора ГСВ «Россия – исламский мир» Элана Эшба.
За последние три года работы Группы (когда ее председателем стал Рустам Минниханов) прошли заседания в Казани и Грозном, в Москве состоялся международный форум мусульманских религиозных деятелей, состоялись уже 3 международных журналистских форума «Журналисты мусульманских стран против экстремизма».